Критерии отбора детей в детский хореографический коллектив
Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения.
По какому же принципу следует отбирать детей для обучения хореографическому искусству? Для выполнения специфической хореографической деятельности требуются хорошие физические, хореографические данные, эмоциональная насыщенность образов, крепкая память и воображение. Одаренность и труд, труд и талант тесно взаимосвязаны.
При отборе детей, руководитель детского хореографического коллектива должен отследить и определить внешние сценические данные детей, музыкальные, ритмические способности, медицинские показатели.
1.Определение внешних сценических данных.
Существуют основные типы сложения - долихоморфный и брахоморфный.
Долихоморфный – это астенический тип, рост высокий или выше среднего, туловище короткое, малая окружность грудной клетки, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза, походка с развернутыми стопами (носки врозь).
Брахоморфный – рост средний или ниже среднего, туловище длинное, большая окружность грудной клетки, широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза, походка со стопами развернутыми вовнутрь.
При отборе детей долихоморфный тип предпочтительнее, особое внимание уделяется пропорциональному сложению тела, ибо пропорционально сложенный организм легче переносит нагрузки и перегрузки, которые неизбежны в будущей работе. Определяются хореографические данные, такие как выворотность ног, величина шага, подъем стопы, гибкость тела, прыжок.
Выворотность ног – это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Такая выворотность зависит от свободной подвижности тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра и связок, от неглубокой впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости. Кроме того, педагог определяет и пассивную выворотность, то есть выявляет степень запаса выворотности для возможного ее развития в процессе обучения.
Подъем стопы – это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами. Стопа должна выводиться в одну линию с голенью при высокой степени подвижности в голеностопном суставе и пальцах.
Гибкость тела – это способность свободно максимально прогнуться назад. Прогиб совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков.
Величина шага – это степень подвижности тазобедренных суставов и позвоночного столба. Кроме того, она зависит от эластичности мышц. Критерием величины шага является угол поднятой ноги не ниже 90º для мальчиков, и выше 90º для девочек.
Прыжок – это способность высокого отталкивания – баллон, который зависит от подвижности суставов нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мышц ног. Мягкость приземления характеризует эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия, а также плотно прижатые пятки к полу при низком приседании.
Отсутствие каких-либо хореографических сценических признаков не является еще основанием для отказа в приеме в коллектив. Следует учитывать еще и музыкальные и танцевальные возможности ребенка.
2.Музыкальные, ритмические, танцевальные способности.
Эмоциональность и темперамент имеют большое значение для будущего исполнителя и его сложной психолого-эмоциональной сценической деятельности. Индивидуальные способности зависят от свойств нервных процессов: возбуждения, торможения, их силы, уравновешенности и подвижности. Скорость развития музыкальных способностей зависит от темперамента и степени одаренности ребенка. Предлагаются простые способы выявления этих данных: маршировка под музыку, ритм и темп которой время от времени меняется, импровизация танца или ритм
|